Торговая марка

Торговая марка

         Това́рный знак (также Това́рная марка, англ. Trademark)(™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Виды товарных знаков

       Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию. 1.Словесный — только шрифтовая композиция, в теории дизайн — логограмма. 2. Изобразительный — до 5 % не более от общего числа товарных знаков. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения. 3. Комбинированный — в его состав входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие (такой знак разобрать нельзя).      Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики).

Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

Логотип

       Самый странный термин. Подавляющее число людей употребляет его неправильно — обозначая им графическое обозначение. На самом деле «логотип» — это как раз словесное обозначение, LOGOS на греческом – СЛОВО.

Знак для товаров и услуг – это понятие зафиксированое в Законе Украины ”Об охране прав на знак для товаров и услуг” – это обозначение, с помощью которого товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц.

Бренд

  Между брендом и товарным знаком часто ставят знак равенства, однако это не совсем верно. Во-первых, брэнд – понятие не юридическое, а, скорее, маркетинговое, в отличие от товарного знака, имеющего четкое определение в Законе. Во–вторых, брэнд – понятие намного более широкое. Американская маркетинговая ассоциация дает следующее определение слова «брэнд»: название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и для дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.

    Знак обслуживания – это торговая марка, только она используется по отношению к услугам, а не к товарам.

Предупредительная маркировка

   Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.

В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок «®», буквенные сочетания «™» (сокращение от trademark), «℠» (сокращение от service mark), а также слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак», «Marque deposee», «Marca registrada».

Маркировка «®» (Registered) согласно мировой практике может быть использована только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака.

Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.

Иные виды знаков или средств индивидуализации

      Фирменное наименование — это наименование, под которым коммерческая организация (юридическое лицо) выступает в гражданском обороте и которое определено в его «учредительных документах и было включено в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.»  Не следует путать его с таким понятием как Фирменный стиль (corporate identity). Хотя следует подчеркнуть, что как Фирменное наименование, так и Фирменный стиль широко используются при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков и используется как инструмент продвижения товаров и услуг фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей и являются составляющими такого маркетингового понятия как «бренд». Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации.

  Коммерческое обозначение — это принятое фирмой и широко известное наименование, символизирующая деятельность предприятия и используется в ее деятельности, охраняемого без специальной регистрации и которое мы можем встречать повсеместно: названия ресторанов, кафе, магазинов и т.д. Коммерческое обозначение обычно используется в отношениях между потребителями и предпринимателями. Кроме того, коммерческими обозначениями могут быть не только наименование (как с фирменными наименованиями), но рисунки, цвета, звуки и др.. Фирменное наименование достаточно подробно раскрыто в нормативной базе — Положение о фирме 1927г., Коммерческое обозначение упомянутое в ГКУ.

Наименование места происхождения товара (НМПТ; географические указания — уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.

Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.

Наиболее известными в мире НМПТ являются шампанское и бургундское вина, коньяк, портвейн, пармская ветчина, пармезан и др.

Использование

      Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.

Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:

— на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;

— «при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);

— на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

— в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

— в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.»

Риски при использовании

      Риски при использовании товарного знака можно условно разделить на три категории.

К первой категории необходимо отнести риски утраты прав на товарный знак. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака. Доказательства использования товарного знака должны предоставляться правообладателем.

В связи с этим Вам необходимо использовать свой знак – производить товар, оказывать соответствующие услуги и, главное – иметь доказательства этого. К ним могут относиться: договоры, различные рекламные материалы, таможенные документы. Если они у Вас будут – отбить такую «атаку» на Ваш знак сравнительно легко.

Ко второй категории относятся риски «размывания» Вашего знака. Ситуация, встречающаяся постоянно – производитель выпускает некий продукт, маркирует его зарегистрированным товарным знаком. Если продукт становится популярным – тут же появляется масса желающих воспользоваться такой популярностью. Кто – то идет «напролом» — полностью копируя как упаковку товара, так и товарный знак. Другие – видоизменяют и то, и другое, оставляя общий вид тем же. Разбираться с такими нарушителями Ваших прав несомненно тяжелее и дольше, но эти разбирательства того стоят.

(Самым тяжелым случаем «размывания» является превращение знака в «общепринятое» обозначение. Многие слышали о печальной судьбе Полиэтилена, Памперса и подобных. Есть и другие – на локальном уровне. Так, в Турции Нескафе называют не растворимый кофе производства Нестле, а вообще – любой растворимый кофе. Та же ситуация в Чехии и Вьетнаме, вплоть до того, что это слово включено в толковые словари. Все это – следствие популярности и ее обратная сторона).

Третий вид рисков связан не столько со знаком, сколько с самим товаром. Некоторые производители, не имея четкой лицензионной политики, и не будучи в состоянии отслеживать качество производимой лицензиатами продукции, сталкиваются с ухудшающимся качеством товаров, маркируемых их знаком. Иногда ситуацию можно поправить, иногда — нет. Ярким примером являются: товарные знаки: «Довгань», «Дока-хлеб», «Дока-пицца» и др.

ВАЖНО!!!!

    Перед началом регистрации необходимо определиться для каких видов товаров и/или услуг Вы будете регистрировать свою торговую марку. Все виды товаров и услуг сгруппированы в 45 классов Международной классификации товаров и услуг. Важно правильно определиться с выбором классов и возможно учесть не только Ваши нынешние виды деятельности, а и перспективы развития.

     В регистрации торговой марки могут отказать если зарегистрирована или подана на регистрацию такая же или схожая ТМ. Именно поэтому, чтоб не потерять время и деньги на регистрацию, желательно провести поиск. Стандартные сроки проведения предварительного поиска 7 рабочих дней, есть возможность заказа поиска по ускоренной процедуре за 3 рабочих дня.

    Стандартные сроки регистрации торговой марки 12-18 месяцев. Кроме этого существует ускоренная регистрация за 7-9 месяцев. 

ЦЕНЫ

   Гонорар является формой вознаграждения адвоката за осуществление защиты, представительства и предоставления других видов правовой помощи клиенту.

Порядок исчисления гонорара (фиксированный размер, почасовая оплата), основания для изменения размера гонорара, порядок его уплаты, условия возврата и т.д. и возмещения расходов, согласовывается между адвокатом и клиентом и определяются в договоре о предоставлении правовой помощи.

Стоимость услуг адвоката является договорной и рассчитывается из учета степени тяжести факторов решения дела, а также сложности проблемной ситуации, которую необходимо решить.

 Цена на услуги адвоката определяется при подписании соглашения о предоставлении юридических услуг. Цены в прайс-листе является ориентировочными и приведены для того, что б клиент мог примерно оценить свои затраты.

 

Разработка логотипа и дизайн Брендбук.